КРЕДО ФУТУРИСТА.

Александр Сизиф.

 

О СКОРОСТИ

1. Для футуриста XXI века апология механической скорости есть не более чем дань футуристской традиции.

2. Провозглашенная Маринетти победа над временем и пространством, достигнутая возможностью возрастания скоростей передвижения, - обычная вольность поэтической речи. Даже при скоростях передвижения, сравнимых со скоростью света, время и пространство принципиально останутся непобедимыми.

3. От механических скоростей движения внешних объектов футурист XXI века переходит к внутренним скоростям психических процессов. Ситуация «раздражитель-реакция» интересна, прежде всего, скоростью реакции, которая характеризует интенсивность процесса.

 

4. Скорость психического процесса имеет две составляющие: физиологическую и семантическую. Крайний (предельный) случай – это спонтанное реагирование в отсутствие внешних раздражителей.

5. Образную картину реагирования, развернутую во времени, футурист называет становлением смысла.

6. Можно мчаться со скоростью, превышающей скорость света, и при этом оставаться на месте.

 

О СТАНОВЛЕНИИ

1. Становление – процесс отрицания последовательных состояний ставшего.

2. Всеобщность становления – абсолют объективного. Особенность становления – единичность субъективного как ставшего. Значит, ставшее заключает в себе единичное, особенное, всеобщее.

3. Зародыш, тенденция становления заключены в ставшем. Поэтому ставшее – субъективная репрезентация становления.

4. Становление смысла есть бесконечная последовательность его самоотрицаний. Смысл как ставшее – всегда неизбежное огрубление, упрощение становящегося.

5. Жизнь – всегда безусловно становящееся и условно ставшее.

6. Смерть как субъективное – суть единичное ставшее в своей особенности. Смерть как объективное – это становление всеобщего в единичном субъективном.

 

О СМЫСЛЕ

1. Смысл как способность суждения по принципу исключенного третьего (tertium non datur – третьего не дано) есть всегда ставшее. Значит, любая речевая репрезентация смысла всегда неполна, приблизительна, несовершенна.

2. Смысл, имеющий в своей основе многомодальную логику (вибрация смысла, смысловая текучесть в отличие от двух модусов истина-ложь), есть принципиально не поддающееся речевой дискретизации становление.

3. Смысл репрезентируется мыслью и образом на вербальном уровне. На уровне невербальном образ и мысль предстают как единое целое – смыслообраз, который может быть осмыслен и образно выражен.

4. Смысл как объективное становление чистой идеи, без её субъективных репрезентаций. Смысл как субъективное – суть идея как ставшее. Поэтому смысл многозначен, но у этой многозначности есть как бы общая «точка отсчета» - Смысловой Универсум.

5. Всякая «бессмыслица» - это отрицание смысла в его становлении.

6. Разделение смысла и бессмыслицы в способности суждения есть необходимое условие становления творческой личности.

7. Мысль как ставшее дискретна и может быть выражена речью. Мысль как становление – непрерывна, и всякая дискретная ее вербализация есть разрыв смысловой текучести.

8. Смысловой Универсум открывается субъективному сознанию как объективное становление непрерывного.

 

О ЗАПРЕДЕЛЬНОМ

1. Запредельное – реальность, открывающаяся в двух ипостасях: ставшего и становления. Запредельное как ставшее есть метафора. Запредельное как становление – прорыв психики к бесконечным возможностям перцепции.

2. Запредельное априори превосходит всякую свою репрезентацию – предельную выраженность ставшего.

3. В Запредельном конечное и бесконечное, непрерывное и дискретное, ограниченное и неограниченное, смысл и бессмыслица явлены в диалектическом единстве.

4. Логическая репрезентация Запредельного – дань несовершенству рационалистического дискурса. Запредельное познаётся на внелогическом и металогическом уровне.

5. Запредельное – иррациональное и сверхсознательное свойство психики.

6. Запредельное – реальность, доступная лишь внутреннему видению.

7. Футуризм как чистая идея запределен эмпирическому знанию.

 

О МЕХАНИЧЕСКОМ ПРЕУМНОЖЕНИИ ЧЕЛОВЕКА

1. Машинизация жизни человеком в начальную пору технического прогресса – естественное расширение человеческих возможностей.

2. Абсолютизация техники в ущерб психическому развитию с неизбежностью приведет к деградации и исчезновению человека.

3. Идея Маринетти о механическом человеке есть лишь романтический образ, нарисованный восторженным чувством.

4. Предел становления механического человека – уничтожение окружающей среды, природы «плодами» механического преумножения возможностей.

5. Расширение научно-технического арсенала человека должно компенсироваться в нем развитием внутренних потенций – универсального ощущения, интуиции, внутреннего видения, мистического опыта.

 

О МЕТАФИЗИЧЕСКОМ ЧЕЛОВЕКЕ

1. Будущее человека – это предельное выявление его метафизических способностей.

2. Человек, не реализовавший свои запредельные возможности, - обречен на вымирание.

3. Метафизика человека – это его парапсихологическая проекция вселенского масштаба.

 

О ПРОФАНАЦИИ ФУТУРИЗМА

1. Эпатаж, нигилизм, циничное пренебрежение историей, традицией, демонстрируемые под видом якобы новаторства, устремленности в будущее, - есть верный путь к гибели.

2. Неуменье, незнанье, неспособность создавать небывалое, декларируемые как намеренное пренебреженье к ученью, к освоению мастерства, да еще под маской самых модных и передовых достижений, выдаются за достоинства. И в этом – плоды внешне насаждаемого «просвещения», которыми так изобилует конец XX века.

3. Футуризм, сводимый лишь к своей истории, без развития теоретической составляющей, замкнут и ограничен рутиной. В таком футуризме нет главного – будущего.

4. Футуризм, лишенный своих прогностической и гносеологической функций, подобен не способному к зачатию кастрату. Это значит, что настоящего футуриста всегда можно отличить по его провидческим способностям.

5. Априорная уверенность в будущем – паразитическая позиция невежды от футуризма.

6. Здание будущего должно созидаться поистине титаническими усилиями. Кроме обычных знаний, мастерства, новаторства должна наличествовать совесть, причем в предельной своей обнаженности.

 

О ПРОШЛОМ

1. Прошлое как свершившийся факт есть ставшее. Прошлое как объект осознания – суть становление. То есть прошлое как ставшее и становление одновременно пребывает в настоящем.

2. Прошлое как ставшее объективно. Как становление оно – субъективно. Всеобщность характера становящегося субъективного прошлого абсолютизирует его, а значит, - делает объективным.

3. Субъективно-объективное прошлое живет в настоящем.

 

О НАСТОЯЩЕМ

1. Настоящее быстротечно, неуловимо. Оно – условная точка соприкосновения прошлого и будущего, и безусловная – становящегося во времени смысла.

2. В настоящем заключено таинство взаимодействия прошлого и будущего.

3. Жить воспоминаньями о прошлом или предаваться праздным мечтаниям о будущем, игнорируя актуальность настоящего, - недопустимо для футуриста.

4. Мгновеньем раньше настоящее представлялось будущим. Мгновенье спустя оно уже стало прошлым. Бесценная уникальность мгновенья!

 

О БУДУЩЕМ

1. Будущее подобно упругой силе свернутой пружины.

2. Будущее – цель становления творческих усилий.

3. Будущее запредельно субъективной репрезентации времени, но имманентно времени объективному.

4. Разделение временного потока на прошлое, настоящее, будущее – результат субъективизации объективного.

5. Будущее создаётся в мгновенье настоящего.

6. Будущее футуризма – безмолвие, пустота, недеяние.

 

О ВЕРЕ

1. Вера «внутренняя» и «внешняя» как становление и ставшее. Система ценностных ориентиров, благодаря которым психика является динамичным целым, а человек – уникальной личностью, индивидуальностью, творцом. Такова вера «внутренняя». Принадлежность к той или иной конфессии – это «внешняя» вера. Она вторична по отношению к вере «внутренней» и обусловлена ею.

2. Вера – вне логики. Она иррациональна, металогична.

3. «Внутренняя» вера человека может быть такова, что все конфессии окажутся одинаково близкими и родственными ему. Так человек приходит к бесконфессиональной религии.

4. Бесконфессиональная вера становится связью субъекта с объектом, относительного с абсолютным. Запредельным образом человек познает свою связь с материально-идеальной Вселенной.

5. Вера и знание дополнительны друг другу. Оценивать веру с позиций рассудочного знания – абсурд. Вера утверждается откровениями, озарениями, мистическим опытом.

6. Вера без воли – пустой звук.

7. Воля есть способность актуализировать веру в действии.

 

О ВОЙНЕ

1. Механически преумноженный человек – злейший враг природы, её пожиратель и паразит. Поэтому война, сокращающая численность паразитических существ в образе человеческом, облегчает бремя природы и в этом смысле является (по Маринетти) гигиеной мира.

2. Война активизирует жизненные силы в человеке, уничтожает больных, слабых, а также здоровых и сильных. Она побуждает к отваге, героизму, освежает кровь, закаляет волю, учит презрению к трусости. Поэтому механическому человеку война предрешена свыше до полного самоистребления.

3. Пока человек не сосредоточит все свои силы на Запредельном, война с неизбежностью будет оставаться спутником человечества.

4. Даже всё смертоносное оружие массового уничтожения не сможет причинить природе такой вред, какой природа испытывает от хищнической деятельности человека.

 

О МИРЕ

1. Мир как единство внешнего и внутреннего, как ставшего и становления, как физического и метафизического.

2. Мир одухотворен, исполнен тайн и чуда.

3. Мир как физическая реальность и одновременно как метафизическое Запредельное.

4. Противопоставление человека Миру – заблуждение, итогом которого станет футуристский апокалипсис.

5. Человек должен воссоединиться с Миром, отождествиться с ним, чтобы его физическая и духовная эволюция не прервалась.

6. Мир как равноправное существование Востока и Запада, Севера и Юга. Стремленье к мировому господству – антипланетарно, разрушительно и чревато гибелью.

7. У человека есть выбор созидать Мир и разрушать его.

 

О ЖЕНЩИНЕ

1. Мужчина, выношенный женщиной, рожденный ею и её же презирающий, - обречен оставаться ничтожеством.

2. Презренье к женщине (по Маринетти) – это призыв к мужчинам избавиться от рабской привязанности к женщине, освободиться от расслабляющего волю чувства, дабы стяжать силу и отвагу к подвигу.

3. Чувство футуриста к женщине должно быть героическим, чтобы он оставался на высоте служения.

4. Футурист не приветствует смешение полов, видя в нем деградацию и бесславный конец.

5. Мир не рухнет, пока женщина будет оставаться Музой для мужчины.

 

О БЕСКОНЕЧНОМ

1. Бесконечность – всегда становление.

2. Даже в предельно конечном заключена бесконечность… Семантическая!

3. Человек конечен и бесконечен. Значит, в его власти охватить внутренним взором бездну времени и пространства.

4. Женщина – земное воплощение красоты бесконечного.

5. Бесконечность не только умопостигаема, но и переживаема чувственно – универсальным ощущением. Поэтому Запредельное – сверхчувственная бесконечность.

6. Пространственно-временная бесконечность – сверхчувственна.

7. От эстетики искусства – к эстетической ценности науки и чистой эстетике бесконечного.

8. Математическая и физическая бесконечности – суть разновидности бесконечности семантической.

9. Футуризм как ученье бесконечен в плане неограниченных возможностей прозрения.

10. Стяжать бесконечность внутри – значит, обрести могущество и покой.

 

О ВРЕМЕНИ

1. Время – атрибут Абсолюта. Оно – чистое становление.

2. У времени не было начала, не будет и конца.

3. Всякая репрезентация времени человеком – несовершенна.

4. Линейная модель физического времени – ступень в научном постижении Мира. И эта лестница – бесконечна.

5. Время футуризма – бесконечномерное многообразие с присущими ему семантикой и эстетикой.

 

О ВЕЧНОМ

1. Вечность становления.… В рамках рутинной способности суждения Вечность бессодержательна, ибо репрезентируется ставшим.

2. Вечность как мгновенное запредельное ощущение бесконечности времени.

3. Вечность как категория эпистемологии и объект эстетики.

4. Вечность как нескончаемая текучесть смысла.

 

О СМЕРТИ

1. Смерть как развоплощенный выход в Запредельное.

2. Смерть – освобожденье сознания от физических оков.

3. Смерть – это безвозвратный последний шаг за черту условного ставшего в безусловное становящееся.

 

О ЛОГИКЕ

1. Логика – это младенчество металогии, детство первых силлогизмов, отрочество эмпирических истин, юность научного знания, зрелость рассудочной философии, старость мистических откровений.

2. От простой способности суждений – к математической логике как абстрактной эстетике формального.

3. Логика футуризма – бесконечнозначна.

4. Будущее логики – неизреченность, неизъяснимость.

 

О НЕПОСТИЖИМОМ

1. Непостижимость – путеводная звезда в становлении творческой личности.

2. Непостижимость чудесна и полна таинства.

3. Непостижимое постигается своими репрезентациями.

4. Конец непостижимого – гибель Мира.

 

О НЕИЗЪЯСНИМОМ

1. Принципиальная неизъяснимость непостижимого – условие духовного роста человека. Животных тоже!

2. Неизъяснимость – философский камень герменевтики футуризма.

3. Речевые репрезентации неизъяснимого в парадигме многомодальных логик – арсенал футуристской герменевтики.

 

Александр Сизиф.

Директор Института Футуристических Исследований.