ФИЛОСОФИЯ ЗНАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В НОВУЮ ЭПОХУ.

Александр Сизиф.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НОВОЙ ЭПОХИ

 

Доктрина научно-технического прогресса с главным ее постулатом о подчинении и покорении природы человеком привела народы и государства на край пропасти. Оказалось, что лавинообразное накопление знаний не только не является панацеей от всех бед человеческих, но, наоборот, несет зачастую страшную угрозу самому существованию и жизни. А хищническое наступление на природу уже чревато реальностью глобальной экологической катастрофы.

 

Значит, проблема намного сложнее, чем это представлялось в XX веке – в эпоху научно-технических революций и все большего накопления объема знаний с одновременной их усложняющейся дифференциацией. Иначе говоря, настало время по-новому задуматься над тем, что же такое знание? Едва ли оно измеряется только набором каких-то сведений. В свете философии как любви к мудрости кажется очевидным, что мудрость никак не зависит от количества накопленной информации.

Эпоха господства лозунга «знание – сила» завершена. Стало ясно, что эта сила в нравственном плане лучше человека не сделала. Значит, как руководство к действию необходим другой лозунг, который бы выразил все своеобразие открывающихся иных перспектив усовершенствования человека, развития обществ и государств.

Природа – колыбель человечества. Поэтому ее нужно беречь, охранять и не причинять ей ни малейшего вреда. Когда человек научится благоговеть пред красотою и величием природы, тогда о нем можно будет сказать как об истинно знающем.

Эстетика искусства начинается в эстетике природы, всех ее сил и явлений. Отношение к природе как в высшем смысле эстетическому феномену с необходимостью приводит к пониманию эстетической сути научного знания. Симбиоз человечества с природой начинается с эстетического обоснования науки.

Именно эстетическая сущность науки позволяет находить междисциплинарные связи и за дифференциацией видеть последующий синтез всех областей знания.

Будущее – не априорный факт. Оно предвосхищается творческими усилиями в мгновенье настоящего. То есть бытие человека определяется его сознанием. В основе сознания – универсальное ощущение целостности мира и единства всех наук.

Знание динамично, оно в большей мере процесс, а не состояние. Стало быть, знание – это познание, стремление проникнуть в еще неизведанное, умение выбрать направление, перспективу поисков.

Эстетическая ценность науки, симбиоз человечества с природой, синтез всей системы знаний на основе целостного мироощущения, познание как творческое предвосхищение будущего – все это признаки новой эпохи глобализации.

 

 

НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗНАНИЯ

В новую эпоху знание как понимание сути происходящего хотя и необходимо, но недостаточно. Только опираясь на эстетическое восприятие науки, знание становится полноценным, гармоничным и объективным. Потому что эстетическое отношение к миру формирует нравственный стержень в человеке, его совесть. Таким образом, совестливая сопричастность сокровенным тайнам природы и есть знание в эпоху глобализации.

Такое знание не только сила, но еще и мудрость. В нем – энергия творческих инициатив народов. Оно служит духовному усовершенствованию человека.

Знание утоляет интеллектуальную жажду и строит мост в будущее. В знании всегда есть элемент новизны, а значит предвосхищение перспективы движения.

Невежество опасно для общества, природы, для будущего. Вдвойне опасно просвещенное невежество, то есть голое знание, не оплодотворенное эстетическим и этическим отношением. XX век положил конец этой парадигме.

Процветание обществ и государств зависит как от уровня образованности населения, так и от быстроты внедрения научных открытий в практику. Поэтому в каждом обществе, в каждом государстве должна быть выработана перспективная концепция непрерывного образования на всех уровнях.

Должно наступить осознание того, что глобализация есть итог и следствие максимальной творческой реализации всех народов, каждой личности, индивидуальности. Ясно, что без образования, в основу которого положен принцип эстетической ценности науки, окажутся невозможными ни предельное выявление творческого потенциала народов, ни процесс глобализации, то есть превращение человечества в целостный организм в масштабах всей планеты.

Поэтому закономерно возникнут реальные и виртуальные межнациональные, межгосударственные структуры, а впоследствии единое виртуальное мировое правительство. Их деятельность будет строиться на новой научно-художественной парадигме, постулирующей принципиальное единство всех менталитетов в некой точке высшего синтеза. Науки, искусства, религии, философии при всем разнообразии национального составят общую сокровищницу планетизованного человечества, то есть как целого, объединенного общностью задач.

Знание выдвигается в авангард политических усилий. В этом смысле оно становится политикой. Одухотворенная знанием политика обретает черты искусства и науки.

В свете такого знания Мир не кажется раздробленным, а общества и государства уже не представляются с неизбежностью антагонистически враждующими. Открывается путь созидания новых основ существования.

Процесс этот длительный и болезненный. Деструктивные силы будут сопротивляться, дестабилизируя миротворческие процессы. Знание и образование станут мощной альтернативой силам разрушения.

 

 

НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Парадоксальность современной ситуации: колоссальный поток научных открытий и нехватка учителей, стремительность нарастания объема информации и невозможность ее быстрого усвоения.

В эпоху глобализации распространение знаний и непрерывное образование взрослых особенно важны. Не менее важна, в виду сказанного о принципах глобализации, выработка новой идеологии образования на всех уровнях.

Но детей могут научить только взрослые, а они в массе своей еще не готовы для обучения в духе новой парадигмы. Поэтому акцент должен быть сделан на создании соответствующих структур, которые бы занялись распространением знаний и налаживанием непрерывного образования взрослых в свете новой философии планетарного существования.

Такие структуры уже есть. Это Всемирный университет дистанционного обучения, Современная Гуманитарная Академия, использующие средства спутниковой связи. Бескабельная связь дешевле, быстрее, надежней. Кроме того, образовательные программы таковы, что позволяют преодолевать языковые различия. Разветвленная система представительств, находящихся в разных городах и странах, поддерживает мировую циркуляцию знаний и обмен ими между научными центрами, университетами и другими вовлеченными в систему организациями.

Особняком стоит Институт Футуристических Исследований – виртуальная структура, продуцирующая новый методологический базис для образовательных систем. Иначе его можно назвать философией глобализации. Перспективным в целях популяризации новых идей и широкого их распространения по планете представляется сочетание теоретических концепций и систем ИФИ с практикой Всемирного университета.

В эпоху глобализации образование должно быть глобальным – такова позиция Всемирного университета. Это значит, что образовательная проблематика, какой бы локальный характер она ни имела, должна учитывать, предвидеть возможные глобальные последствия. Иначе говоря, в основе такого образования должна лежать некая универсальная философия существования и творчества.

Изучение вместо обучения – еще один из главнейших принципов, проводимых в жизнь Всемирным университетом. Именно пробуждение в человеке его творческой инициативы, жажды и энергии самостоятельного познания обеспечит гармоничное развитие человеческого сообщества в симбиозе с природой.

Национальные программы образования должны строиться так, чтобы всегда оставалась видна перспектива последующего слияния потоков знания на межнациональном и межгосударственном уровне в свете универсальной философии существования человечества в планетарном масштабе.

 

Александр Сизиф.

Институт Футуристических Исследований.